Назначение и применение флейцевой кисти в малярных работах, характеристики и размеры

Назначение и виды флейцевой кисти

Когда смотришь на процесс покрасочных работ видного мастера, и видишь массу разных инструментов, кистей и валиков, а у самого где-то на не очень почетном месте лежит старая и единственная, наполовину стертая, разбухшая, с щетиной в разные стороны, с засохшими следами красок разного цвета кисть, которой ты еще планировал многое покрасить — то понимаешь, что ты явно маляр, которому предстоит многому научиться. И тем твоим единственным инструментом будет, скорее всего, плоская или флейцевая кисть.

Что такое флейцевая кисть, применение в малярных работах

Флейцевая кисть 50 мм из натуральной щетины

Флейцевая кисть 50 мм из натуральной щетины

Флейц — это универсальная плоская кисть с деревянной или пластиковой ручкой, металлической обоймой, изготовленная из натуральной свиной околохребтовой щетины высокого качества, иногда с добавлением до 50% конского волоса. В самых качественных видах используют барсучий волос. Также флейцы производят и из синтетического волокна.

Малярная флейцевая кисть широко применяется в лакокрасочных работах, хотя изначально предназначалась для сглажевания только что нанесенной краски с помощью других кистей, чтобы убрать оставшиеся следы от ручника или маховой кисти. Используют для покраски и в живописи, при нанесении трафаретов и других рисунков. Характеризуется плавными мазками, не оставляющих следов на окрашиваемых деталях и поверхностях.

Благодаря своему строению, одинаково хорошо красит плоские и декорированные поверхности, подойдет для окраски металлопроката (уголки, квадраты, швеллера), окон и дверей.

Согласно ГОСТ 10597-87, маркировочное обозначение флейцевых кистей — КФ, идущая далее цифра информирует о ширине рабочей поверхности: 25 мм, 50 мм, 60 мм, 75 мм, 100мм. Также встречаются по номерам 1, 2, 3, 4 – ширина в дюймах. Толщина пучка щетины от 9мм до 18мм. Размер рабочей длины 37 – 62 мм.

По стандарту, отличие флейцевых кистей от плоских (КФ и КП), состоит в толщине и рабочей длине пучка, исполнением и длиной деревянной ручки. Современное производство значительно расширило типоразмеры флейцевых кистей, вследствии чего плоские кисти и флейцы можно относить к одной разновидности.

Среди отечественных производителей пользуются спросом флейцы фабрики Вятка и торговой марки «Лазурный Берег». Широко распространены импортные наборы флейцевых кисточек от немецкой марки Бибер (BIBER).

Натуральная щетина или синтетика

Диапазон размеров флейцевых кистей

Диапазон размеров флейцевых кистей

Выбор материала ворса является наиболее принципиальным вопросом при покупке кисти. Ворс может быть:

  • Натуральным. Для таких кистей используют тянутую свиную щетину, реже применяется конный или барсучий волос. Свиной щетине свойственна шероховатость и чешуйчатость поверхности, кроме того, ее концы имеют природное раздвоение. Все это способствует отличному впитыванию и удержанию краски. Как результат – гладкая поверхность покраски и удобство в эксплуатации. Из недостатков – низкая износостойкость и прочность. Такой материал подходит для большинства типов лакокрасочной продукции. Из-за того, что при поглощении воды, натуральная щетина теряет упругость и нарушается способность к отдаче, не рекомендуют использовать такие кисти с краской на водной основе.
  • Синтетическим. По сравнению с натуральным, такое волокно обладает гораздо лучшей износостойкостью и прочностью. Недостаточную способность к удержанию краски преодолевают с помощью искусственного расщепления кончиков и создание дополнительных полых каналов в структуре волокна. При контакте с водой сохраняет свои механические свойства, поэтому подходит для использования со всеми видами красок и лаков. Благодаря повышенной стойкости, рекомендуется использовать для покраски шероховатых поверхностей.
  • Комбинированным. Получается путем смешивания натурального волокна и синтетики в соотношении 60% на 40%. Соединяет в себе лучшие характеристики двух типов. Подходит для большинства видов краски. Рекомендуется для пропиток, грунтовок и деревянных поверхностей.

Цена малярных кистей напрямую зависит от типа волокна пучка и его качественных характеристик, а предпочтения маляра в выборе инструмента формируются в процессе получения практического опыта.

Лидером по производству свиной щетины для кистей был и остается Китай. Известно, что уже с середины 19 века Поднебесная экспортировала высококачественную щетину на американский рынок. Виды сырья различают по происхождению (названия провинций) и характеристикам: цвету, структуре, прочностью, строением.

Правила подбора флейцевой кисти

Фото кисти для покраски больших плоских поверхностей

Фото кисти для покраски больших плоских поверхностей

Подбор ширины зависит от объема и сложности работ. Никогда не используйте кисть, ширина которой больше ширины окрашиваемой поверхности. Использование боковой части приводит к утрате формы кисти. Для покраски больших плоских поверхностей используйте кисть максимальной ширины со специальной лапкой для того, чтобы её можно было зацепить за край емкости с краской.

Необходимо учитывать правило золотой середины в определении жесткости и длины щетины. Если щетина будет чрезмерно жесткой, то это приведет к недостаточной толщине покрытия. Напротив, в случае недостаточной жесткости, на поверхности будет оставаться лишняя краска со следами полос и разводами.

Неправильно подобранная длина влияет на количество впитываемой краски и приводит либо к частому маканию, в случае слишком короткой длины, либо к неровным мазкам и чрезмерному расходу краски, в случае длины, больше необходимой. Прежде, чем купить кисть, также необходимо проверить ее механические свойства. Согните кисточку в разные стороны. Волокна щетины должны быть ровной, одинаковой длины без переломов. Попробуйте потянуть за щетину, и если часть из них изменит свое положение, то это некачественная кисть.

Флейцевая кисть: подготовка к работе и уход

Применение флейцевой кисти

Применение флейцевой кисти

Для получения высококачественного лакокрасочного покрытия кроме грамотного подбора кистей, необходимо правильно подготавливать и ухаживать за ними.

Часто после покупки кисточки, можно обнаружить торчащие щетинки. Не рекомендуется ровнять кисть с помощью зажигалки и спичек, во избежание выгорания качественной части волокон. Если выдергивать их руками или подстричь ножницами, нарушается структура пучка. Это приведет к бороздам и полосам во время покраски. Чтобы подровнять кисточку, нужно несколько минут поработать ей по грубой шероховатой поверхности. Это придаст форму и не нарушит структуру.

Перед работой, кисти с натуральной щетиной замачивают на час в мыльной воде, чтобы щетина разбухла и сделалась мягкой, а остатки жира, дефектные щетинки и пылеобразная грязь удалилась под действием мыльного раствора. После этого кисть промывают и дают просохнуть.

При проведении малярных работ окунайте кисть в краску вертикально и на одну треть. Также вынимая, постучите кисточкой о стенки банки или ведра, чтобы убрать излишек краски. Не нужно убирать излишек об ободок, что может послужить причиной стирания и кустования щетины.

Не оставляйте кисти в растворителе на долгий период, это приведет к механическому повреждению щетины, включая и синтетическую. Хранение в воде может привести к разбуханию деревянных деталей и выпадению волокна.

Во время длительных перерывов оберните кисть в ветошь, смоченную в растворителе, и поместите в полиэтиленовый пакет. Данные действия на несколько дней позволят сохранить ее в рабочем состоянии. Запрещается, чтобы во время перерывов и после работы, кисть при хранении касалась волосом дна емкости. Это портит форму пучка, из-за чего флейц будет оставлять полосы и неровные следы во время покраски.

По окончании работ, кисточки аккуратно очищают уайт-спиритом и окунают в мыльный раствор, пока вода не перестанет окрашиваться, затем протирают и вешают сушиться.

Видео: обзор флейцевых кистей

Верный выбор и правильное применение флейцевой кисти при лакокрасочных работах гарантирует ровный и гладкий слой краски на окрашиваемой поверхности. А надлежащее состояние инструмента и уход за ним после работы, выделяет настоящего мастера своего дела.